Оснащение аэропортов /Блог /Как повысить “культуру безопасности” на транспорте?
Как повысить «культуру безопасности» на транспорте?
Что включает понятие “культура безопасности”, какие меры позволят укрепить систему безопасности на транспорте и сократить влияние “человеческого фактора” - эти и другие, не менее актуальные вопросы, были озвучены экспертами на дискуссионной сессии “Проблема человеческого фактора в системах безопасности”. Мероприятие прошло 21 марта в рамках 25-ой Международной выставки технологий охраны и оборудования для обеспечения безопасности Securika 2019.
28 марта 2019
Открыл дискуссию “Проблема человеческого фактора в системах безопасности” вступительной речью Владимир Борисович Черток - советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. На примере отрасли гражданской авиации он рассмотрел основные проблемы, на решение которых сосредоточено сегодня внимание международного экспертного сообщества.
Тема влияния человеческого фактора на систему безопасности крайне актуальна. Как показывает статистика, 80-85% чрезвычайных происшествий на авиационном транспорте происходит по вине человека. Это не только явные ошибки, но и случайности, стечения обстоятельств, на которые своевременно и правильно не смогли отреагировать сотрудники службы безопасности.
Но и это не единственные риски. Все актуальнее становится угроза инсайдерства. Информация о специалистах находится в открытом доступе, поэтому злоумышленникам не составляет труда завербовать человека и принудить действовать в своих интересах. Данной проблеме была посвящена отдельная сессия дискуссий в рамках прошедшего в ноябре 2018 года симпозиума ICAO (Международной организации гражданской авиации) в Монреале.
Говоря о влиянии человеческого фактора, необходимо понимать, что мы вкладываем в это понятие. В рамках конференции с обоснованием выступил председатель Совета директоров ПСЦ «Электроника» Николай Иванович Овченков.
Что вкладывается в понятие “человеческий фактор”?
- Уровень мобилизационной готовности - способность оперативно и точно реагировать при возникновении чрезвычайных ситуаций. Это зависит от уровня психологической, физиологической и профессиональной подготовки сотрудника.
-
Проблема инсайдерства - влияние на сотрудников с целью совершения действий (бездействия), ставящих под угрозу безопасность объекта.
- Выбор в пользу технических средств, повышающих возможности обнаружения угроз и минимизирующих необходимость принятия решения человеком.
Главная задача современных методов и средств обеспечения безопасности - максимально высвободить ресурс человека для реагирования в критических ситуациях, там, где системе не хватает данных для принятия экспертного решения. Необходимо снять с человека нагрузку монотонного, рутинного функционала, с которым машина справится в разы быстрее, точнее и эффективнее. В свою очередь, оператор досмотра должен быть профессионально и мотивационно подготовлен к тому, что от его решений зависит безопасность жизни и здоровья тысяч людей.
Поэтому эксперты по всему миру заняты разработкой эффективных методик и технических средств, направленных на снижение рисков, связанных с "человеческим фактором".
Какие шаги позволят снизить влияние человеческого фактора на систему безопасности?
1.Подбор персоналаКомпания WEKEY предлагает инновационный программный продукт по отбору кандидатов на должность оператора досмотра. Программа, разработанная британской компанией Renful, позволяет определить уровень профпригодности соискателей на основании личностных и психофизиологических факторов. Такие показатели, как корректное распознавание цветов, выявление конкретных объектов, продолжительная концентрация внимания, существенно влияют на качество и эффективность работы оператора. Выявление наличия/отсутствия данных навыков у кандидата позволяет уже на первичном уровне подбора персонала сократить риски, связанные с человеческим фактором.
2. Обучение персонала
WEKEY представляет ряд программных продуктов Renful для обучения и тестирования операторов рентгеновских досмотровых установок. Программа Simfox включает обширную базу реальных рентгеновских снимков с результатами досмотра, а также проекциями различных угроз. Программа позволяет тренировать возможности обнаружения у сотрудников и проверять уровень профессиональной подготовленности. Вводный курс для сотрудников, ранее не работавших с рентгеновскими установками, Trefox содержит базовую теоретическую часть и практическую часть для закрепления материала.
Программные продукты Renful используются для подготовки специалистов службы безопасности по всеми миру. Система обучения подходит для операторов, работающих на интроскопах различных производителей и задействованных в различных отраслях.
Продолжая разговор о повышении стандартов авиационной безопасности, внимание регулирующих органов и разработчиков оборудования направлено на совершенствование возможностей обнаружения современных систем досмотра.
Так, компания Rapiscan Systems в конце 2018 года представила новую 900 серию рентгеновских досмотровых установок - ORION.
Интроскопы 900 серии обладают самыми высокими показателями качества изображения, разрешающей и проникающей способности. Новые возможности цветового разделения материалов и функции обработки изображения (оптимизация контраста, коррекция геометрических фигур, выделение материалов по заданному эффективному номеру) улучшают возможности обнаружения угроз и упрощают работу операторов досмотра.
4. Автоматизация процессовАвтоматизация процессов служит эффективным решением проблем, которыми озабочены сегодня объекты транспортной инфраструктуры. В первую очередь это необходимость в повышении пропускной способности и противодействие развивающимся угрозам.
Сокращение влияния “человеческого фактора” на всех уровнях системы безопасности - одна из основных задач как для разработчиков оборудования, так и для заказчиков. Руководствуясь этой тенденцией, WEKEY предлагает своим клиентам передовые решения для зоны предполетного досмотра и систем обработки багажа.
В 2018 году компания Rapiscan Systems представила инновационную систему досмотра ручной клади на основе компьютерной томографии. Rapiscan 920CT за считанные секунды воспроизводит трехмерное изображение сканируемой сумки в высоком разрешении. Алгоритмы обнаружения, применяемые в системе, практически автоматизируют выявление угроз.
Томограф Rapiscan 920CT интегрируется с системой автоматизированного возврата лотков. Это еще один тренд в сфере оснащения аэропортов. Система возврата лотков Rapiscan TRS в разы повышает пропускную способность и устраняет проблему очередей в пунктах досмотра, а также оптимизирует занимаемую площадь аэровокзала.
Помимо этого, комплексная автоматизация пунктов контроля повышает лояльность пассажиров к досмотровым мероприятиям, поскольку процесс занимает значительно меньше времени и становится более удобным. Что является еще одним важным шагом на пути к повышению “культуры безопасности”.
В целях повышения эффективности работы сотрудников и уровня безопасности на объектах компания WEKEY разработала систему мониторинга состояния операторов досмотра “ОКО”. Система видеоаналитики на основе нейронных сетей анализирует направление взгляда, продолжительность фиксации внимания на определенном предмете, уровень концентрации и многое другое. Способность идентификации лица позволяет создавать профили сотрудников и управлять сменным графиком работы операторов досмотра.
Формируя у сотрудников осознанное понимание того, что их профессиональные обязанности требуют высочайшеей концентрации и непрерывного контроля, мы также работаем над повышениям уровня “культуры безопасности”.
Что подразумевается под понятием “культура безопасности”?
В первую очередь это попытка создать в обществе атмосферу сознательного тотального исполнения всех предписаний и требований по безопасности. Необходимо добиться понимания того, что от действий и решений каждого из нас зависит наша с вами безопасность, безопасность наших близких и тысяч других людей. Ответственность лежит на каждом, независимо от занимаемого положения, будь это регулирующий орган, заказчик, принимающий решение, оператор досмотра или пассажир, проходящий контроль в аэропорту.
Если удастся закрепить эти основы в общественном сознании, можно будет говорить о достижении должного уровня “культуры безопасности”. К сожалению, сегодня главным стимулом для совершенствования системы управления безопасностью служат трагические инциденты. Новые стандарты и требования формируются постфактум с колоссальным отставанием от реального уровня опасности.
По этой же причине в России особенно обостренно ощущается проблема с внедрением инновационных разработок. Несмотря на то, что производители предлагают решения, способные справиться с текущими проблемами и угрозами в разы эффективнее, на объектах продолжает применяться морально устаревшее оборудование. Эта проблема также является важной составляющей “культуры безопасности”, над которой необходимо работать сообща.
Только комплексный подход к работе с “человеческим фактором” на всех уровнях системы обеспечения безопасности позволит сократить существующие проблемы и сформировать в обществе идеологию “культуры безопасности”