8 (800) 775-41-86

Поддержка 24/7

Обратный звонок

Оснащение аэропортов /Блог /Человеческий фактор как основа культуры авиационной безопасности

Человеческий фактор как основа культуры авиационной безопасности

Аэровокзалы оснащены передовым антитеррористическим оборудованием: рентген-телевизионными установками, металлодетекторами, сканерами человека, детекторами взрывчатых веществ, интеллектуальными системами видеонаблюдения и тд. Современные технологии с высокой точностью выявляют и идентифицируют угрозы. Но исправное оборудование – не гарант безопасности. Даже автоматизированные системы не смогут предотвратить катастрофу без экспертной оценки и внимательного контроля со стороны человека. Именно от решений и действий сотрудников службы безопасности зависят жизни тысяч людей.



29 марта 2019

Человеческий фактор — угроза безопасности на транспорте

В 2015 году произошла крупнейшая катастрофа над Синайским полуостровом. На борту авиалайнера Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» взорвалось самодельное взрывное устройство. Следствие установило, что бомбу пронес сотрудник аэропорта Шарм-Эль-Шейх, спрятав ее в грузовом отсеке самолета.

Почему служба безопасности аэропорта не обнаружила взрывное устройство на предполетном досмотре? Сотрудник аэропорта Шарм-Эль-Шейх, оказавшийся террористом, не проходил досмотр. Безопасность в аэропорту Шарм-Эль-Шейх держалась на доверии между сотрудниками, поэтому они не проверяли вещи своих.

012d3ed20c8823a3f54f5aa1a5173b64.png

85% авиакатастроф происходят из-за человеческого фактора. Оборудование выявляет опасные предметы, но конечное решение принимает оператор досмотровой установки. От их профессионализма и бдительности зависит безопасность пассажиров, и именно на них ложится ответственность в случае чрезвычайных ситуаций.  

Культура безопасности – профилактика нарушений со стороны человека

Мировая авиаотрасль работает над вопросом, как предотвратить катастрофы, вызванные ошибкой человека. Они обучают персонал аэровокзалов и пассажиров правилам безопасности, социальной ответственности и поведению в чрезвычайных ситуациях. Комплекс мер по работе с людьми называется культурой безопасности.

DSC_5128.jpg

  В России направление “культуры безопасности”  развивает Владимир Борисович Черток – советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, руководитель рабочей группы по авиационной безопасности Европейского и Североатлантического региона ICАО (EUR/NAT). Он обозначил главные направления по работе с “человеческим фактором” на конференции по авиационной безопасности В Монреале AVSEC 2018:“Культура безопасности” персонала по авиационной безопасности: 

  • “Культура безопасности” персонала по авиационной безопасности
  •         Задача: Обучать и мотивировать персонал, разъяснять важность выполнения социальной                функции по защите людей.

    •  “Культура безопасности” руководящего состава

             Задача: Публично обсуждать результаты проверок и  нарушений

    • “Культура безопасности” пассажиров.

             Задача: Обучать пассажиров правилам безопасности на транспорте и ответственности за                 нарушения.

    • “Культура безопасности” населения страны

             Задача: Работать со СМИ по созданию нового образа сотрудника системы безопасности как             защитника жизни и здоровья населения.

    Мировая общественность солидарна в том, что культура безопасности невозможна, пока все участники не будут сознательно выполнять правила безопасности.

    Профессиональная подготовка сотрудников безопасности

    Задача программы культуры безопасности — обучать сотрудников службы авиационной безопасности и совершенствовать их профессиональные навыки.


    Преступники придумывают новые способы, как обмануть досмотр в аэропорту. Наркотики, оружие, контрабанду перевозят под видом безобидных вещей, прячут в детские игрушки, продукты питания, емкости из-под кремов, зубных паст и тд.
     
    В 2018 г. в международном аэропорту г. Хабаровск сотрудник таможенной службы пресек контрабанду золота стоимостью полмиллиона рублей. Когда интроскоп сканировал багаж пассажира из Китая, инспектор таможни обратил внимание на сотовый телефон с необычным для его конструкции вложением. В корпусе смартфона было спрятано золото.
     
    Обучить персонал обнаружению угроз можно с помощью специализированных компьютерных программ. Система обучения операторов досмотрового оборудования Renful создает приближенные к реальности чрезвычайные ситуации. Программные продукты Renful позволяют тренировать и тестировать операторов интроскопов различных производителей: Rapiscan Systems, Smiths Heimann, L3 Communications, Gilardoni, Nuctech, Adani и др.

    Обучение Renful – это комплекс тренингов:

    • Pre-M — программа, оценивающая визуальные способности, профессиональные навыки и личностные качества оператора РТУ. Она оценивает уровень подготовки кандидатов и подбирает персонал.
    • Simfox  — симулятор интерфейса РТУ. Он показывает изображения запрещенных предметов, варианты их маскировки, и оператор учится распознавать угрозы.
    • Trefox — вводный курс для подготовки операторов рентгенотелевизионного оборудования. Это теоретическая часть для сотрудников, ранее не работавших с РТУ, и практические вопросы для закрепления материала.
    • OpSEM — программа собирает информацию с рентгенотелевизионных установок и проверяет ошибки, которые делают операторы при определении подозрительных предметов. Система подключает несколько РТУ и организовывает станции удаленного досмотра.
    • OpeReady — мониторинг результатов и оценка квалификации операторов РТУ. Система ведет статистику по правильным ответам и ошибкам операторов, и выявляет пробелы в знаниях. Система ведет график проведения технического обслуживания РТУ, аттестации персонала.

    Преимущество обучающей системы Renful в том, что она решает несколько задач, связанных с подготовкой персонала: оценивает профессионализм, помогает подбирать персонал, выявляет пробелы в знаниях и обучает на реальных изображениях. В результате обучения специалисты службы безопасности способны более быстро распознавать предметы и выявлять угрозы.

    Контроль за качеством работы

    Помимо профессиональной подготовки сотрудников службы безопасности необходима дисциплина на рабочем месте. Халатное отношение к рабочим обязанностям создает дополнительные риски.
    Сотрудникам службы авиабезопасности необходимы сфокусированность и хорошее самочувствие. Отвлечение на телефон, разговоры с коллегами и усталость имеют серьезные последствия. Невнимательный оператор РТУ пропустит на территорию аэровокзала опасного пассажира или запрещенный предмет на борт самолета. Цена ошибки – безопасность тысяч людей.


    В 2018 году компания WEKEY на выставке досмотровой техники и аэровокзального оборудования NAIS-2018 представила первое в России решение, контролирующее поведение операторов РТУ. Система мониторинга состояния операторов “ОКО” получила одобрение министерства транспорта, Росавиации, Ространснадзора, удостоена призового места в премии "Транспортная безопасность России — 2018". Система также была удостоена высоких оценок международных экспертов во время презентации российских инновационных разработок  на симпозиуме ICAO в Монреале.

    ОКО анализирует действия операторов интроскопов и их физическим состоянием. Камера в режиме 24/7 следит за положением головы и направлением взгляда оператора РТУ. Если сотрудник отвлекается – система подает тревожный сигнал. Если он уснул – система блокирует ленту конвейера и останавливает досмотр. При критическом состоянии оператора система остановит проникновение опасных предметов через зону досмотра.

    Система ОКО выполняет важные функции:

    •  Определяет любые отклонения от нормы. Поведение людей отличается, и база данных пополняется всевозможными реакциями.
    •  Ведет статистику по состоянию всех операторов РТУ, что удобно для выявления неработоспособных сотрудников, определения самых уязвимых часов, когда необходимы дополнительные силы для безопасности.
    • Исключает ситуации, когда сотрудники аэропорта могут воспользоваться служебным положением и нарушить безопасность на объекте. ОКО блокирует доступ операторов к интроскопам во внерабочее время.

    Человек не всегда может адекватно оценить свое самочувствие. Система мониторинга ОКО точно определяет уровень усталости оператора, включенности в рабочий процесс, а значит предотвращает вероятность трагедий, виной которым человеческий фактор. 


    span